
Китай активизировал усилия по импорту российского газа, в отношении которого действуют санкции США, закладывая основу для внутреннего «теневого флота» — судов, способных перевозить сильно охлажденный газ и обходить ограничения, наложенные на одну из ведущих отраслей Кремля.
Как пишет Bloomberg, Китай как крупнейший в мире импортер энергоносителей имеет достаточные — и часто более дешевые — объемы газа, поступающие по трубопроводам. Однако альтернативные морские закупки, для которых и нужен «теневой флот», позволяют диверсифицировать поставки и одновременно усиливать связи с Россией. Президент РФ Путин делает ставку именно на сжиженный природный газ (СПГ) как основной экспортный энергоноситель в будущем, и стране очень нужны желающие покупатели.
Хотя процесс развития китайского «теневого флота» еще на ранней стадии, перемещение танкеров и структура их собственности в КНР начинают воспроизводить схемы, которые применяются для обхода санкций в отношении российской нефти.
Согласно данным спутников и судоходства, танкер CCH Gas, который перевозит запрещенный российский груз, скрывает свое местонахождение, приближаясь к китайскому порту. Его зарегистрированный владелец, CCH-1 Shipping Co., имеет адрес в Гонконге, что совпадает с адресом почтовой компании Samxin Secretarial Services Ltd. — распространенная практика для фирм, которые стремятся скрыть конечных бенефициаров при торговле топливом из Ирана или России.
Другое судно для перевозки сжиженного газа, недавно переименованное в Kunpeng, появилось возле Сингапура с похожей структурой — непрозрачной и поэтому крайне необычной для отрасли. Согласно базе данных судоходства Equasis, в начале этого года оно передало свою собственность и управление малоизвестным фирмам в Китае и на Маршалловых островах. Указанные адреса связаны с фирмами, которые торговали и другими грузами, которые попадали в «черный список».
Россия с прошлого года строит собственный «теневой флот» СПГ, накопив более десятка судов, зарегистрированных на подставные компании от России до Индии. Это происходит на фоне санкционного давления США и Европы на покупателей российской нефти и газа.
Как отмечает Bloomberg, создание «теневого флота» для СПГ — непростая задача. Это объясняется тем, что суда, которые перевозят топливо с температурой -162°C, требуют более сложных технологий для загрузки и отгрузки, чем другие продукты. И хотя сегодня существует почти 8000 нефтяных танкеров разного размера, вся отрасль СПГ насчитывает около 800, поэтому скрыть их местонахождение сложнее.
Санкции против российского газа — что известно
В сентябре Европейская комиссия приняла 19-й пакет санкций против России. Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен сообщила, что исполнительный орган ЕС, в частности, предлагает запретить импорт сжиженного газа из России.
Также в санкционный список ЕС были добавлены еще 118 кораблей «российского теневого флота», а компаниям «Газпромнефть» и «Роснефть» запретили осуществлять финансовые операции в ЕС.
В октябре Совет Евросоюза одобрил предложение Европейской комиссии о полном запрете импорта российского газа с 1 января 2028 года.
В частности краткосрочные контракты, заключенные до 17 июня 2025 года, могут продолжаться до 17 июня 2026 года, тогда как долгосрочные контракты могут действовать до 1 января 2028 года.
Кроме того, стало известно, что экспорт сжиженного природного газа из РФ в январе-октябре 2025 года сократился на 3,4% по сравнению с предыдущим годом, несмотря на рекордный объем поставок в октябре, в частности в Китай.
НОВОСТИ В УКРАИНЕ