Главная | ЭКОНОМИКА | Китай развивает собственный «теневой флот» для импорта российского газа под санкциями США

Китай развивает собственный «теневой флот» для импорта российского газа под санкциями США

Китай активизировал усилия по импорту российского газа, в отношении которого действуют санкции США, закладывая основу для внутреннего «теневого флота» — судов, способных перевозить сильно охлажденный газ и обходить ограничения, наложенные на одну из ведущих отраслей Кремля.

Как пишет Bloomberg, Китай как крупнейший в мире импортер энергоносителей имеет достаточные — и часто более дешевые — объемы газа, поступающие по трубопроводам. Однако альтернативные морские закупки, для которых и нужен «теневой флот», позволяют диверсифицировать поставки и одновременно усиливать связи с Россией. Президент РФ Путин делает ставку именно на сжиженный природный газ (СПГ) как основной экспортный энергоноситель в будущем, и стране очень нужны желающие покупатели.

Хотя процесс развития китайского «теневого флота» еще на ранней стадии, перемещение танкеров и структура их собственности в КНР начинают воспроизводить схемы, которые применяются для обхода санкций в отношении российской нефти.

Согласно данным спутников и судоходства, танкер CCH Gas, который перевозит запрещенный российский груз, скрывает свое местонахождение, приближаясь к китайскому порту. Его зарегистрированный владелец, CCH-1 Shipping Co., имеет адрес в Гонконге, что совпадает с адресом почтовой компании Samxin Secretarial Services Ltd. — распространенная практика для фирм, которые стремятся скрыть конечных бенефициаров при торговле топливом из Ирана или России.

Другое судно для перевозки сжиженного газа, недавно переименованное в Kunpeng, появилось возле Сингапура с похожей структурой — непрозрачной и поэтому крайне необычной для отрасли. Согласно базе данных судоходства Equasis, в начале этого года оно передало свою собственность и управление малоизвестным фирмам в Китае и на Маршалловых островах. Указанные адреса связаны с фирмами, которые торговали и другими грузами, которые попадали в «черный список».

Россия с прошлого года строит собственный «теневой флот» СПГ, накопив более десятка судов, зарегистрированных на подставные компании от России до Индии. Это происходит на фоне санкционного давления США и Европы на покупателей российской нефти и газа.

Как отмечает Bloomberg, создание «теневого флота» для СПГ — непростая задача. Это объясняется тем, что суда, которые перевозят топливо с температурой -162°C, требуют более сложных технологий для загрузки и отгрузки, чем другие продукты. И хотя сегодня существует почти 8000 нефтяных танкеров разного размера, вся отрасль СПГ насчитывает около 800, поэтому скрыть их местонахождение сложнее.

Санкции против российского газа — что известно

В сентябре Европейская комиссия приняла 19-й пакет санкций против России. Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен сообщила, что исполнительный орган ЕС, в частности, предлагает запретить импорт сжиженного газа из России.

Также в санкционный список ЕС были добавлены еще 118 кораблей «российского теневого флота», а компаниям «Газпромнефть» и «Роснефть» запретили осуществлять финансовые операции в ЕС.

В октябре Совет Евросоюза одобрил предложение Европейской комиссии о полном запрете импорта российского газа с 1 января 2028 года.

В частности краткосрочные контракты, заключенные до 17 июня 2025 года, могут продолжаться до 17 июня 2026 года, тогда как долгосрочные контракты могут действовать до 1 января 2028 года.

Кроме того, стало известно, что экспорт сжиженного природного газа из РФ в январе-октябре 2025 года сократился на 3,4% по сравнению с предыдущим годом, несмотря на рекордный объем поставок в октябре, в частности в Китай.

Источник