
Нынешняя структура доходов и расходов «Укрзализныци» является деформированной и не соответствует европейской практике. Именно это приводит к накоплению убытков и потере грузовой базы. Об этом рассказали руководитель ГП «Укрпромвнешэкспертиза» Владимир Власюк и заместитель директора Сергей Поважнюк. Также на заседании экономического комитета ВР они представили выводы исследований по экономической модели «Укрзализныци» и путей ее оздоровления.
Эксперты сравнили показатели маржинальности УЗ с железными дорогами Германии и Польши. Если в Украине пассажирские перевозки имеют убыточность на уровне около -150% EBITDA, то у европейских аналогов этот сегмент является почти безубыточным или приносит символический плюс в пределах 10-15%. Зато промышленные перевозки в Украине демонстрируют чрезмерно высокую маржинальность — 38-40%, тогда как в Германии этот показатель не превышает 3%.
«Это свидетельствует о необходимости поэтапного, планового перехода к модели, когда пассажирские перевозки становятся близкими к нулевой рентабельности или имеют небольшой плюс, а промышленность перестает нести непропорционально высокое тарифное бремя. У нас же экономика является заложником социального популизма. Когда страна производила 43 млн тонн стали, повышение тарифов распределялось на большой объем. Но сегодня — только на 6 млн тонн», — отметил он.
Ключевой угрозой для «Укрзализныци» эксперты называют резкую зависимость объемов грузовых перевозок от тарифной политики. По их данным, корреляция между повышением тарифов и падением грузовой базы составляет 0,98, и каждый рост цен стимулирует бизнес переходить на автотранспорт. В итоге расходы компании растут, а доходы падают, что создает «замкнутый круг».
Власюк подчеркнул, что точечные решения проблему не решат — необходим комплексный подход с точными расчетами резервов и ресурсов. Среди факторов, которые могут частично улучшить ситуацию, он назвал уменьшение налоговой нагрузки (в частности земельный налог объемом около 3 млрд грн), снятие акциза на топливо, а также возможные трансферы из местных бюджетов.
Выходом же для «Укрзализныци» является многолетний план реструктуризации с привлечением всех стейкхолдеров, включая правление компании. Нужно сформировать модель, которая позволит обеспечить 5-10% маржинальной доходности, сбалансировать пассажирский и промышленный сегменты, и постепенно ликвидировать хроническую убыточность пассажирских перевозок.
Как известно, «Укрзализныця» выступила с инициативой повысить на 40% тарифы на грузовые перевозки. В то же время, против выступили в Минэкономики: там заявили, что прежде чем повышать тарифы на грузовые перевозки, Укрзализныця должна обновить тарифный сборник, который не пересматривался с 2009 года.
«Просто общее повышение тарифов не даст эффекта. Часть грузов уйдет на дороги или просто исчезнет из-за остановки предприятий», — заявил министр.
НОВОСТИ В УКРАИНЕ