
Повышение тарифов приведет к падению грузовой базы и потерям ВВП, поэтому финансирование льготных перевозок следует обеспечить за счет госбюджета и международных партнеров. Об этом заявил президент объединения «Укрметаллургпром» Александр Каленков, комментируя намерение УЗ повысить тарифы на грузовые перевозки на 37% в следующем году.
«Повышение тарифов «Укрзалізниці» является ошибочным шагом, ведь сейчас украинские тарифы уже превышают уровень Польши и Словакии. Наши предприятия, которые работают в этих странах, подтверждают: им дешевле перевозить продукцию в Польше и Словакии, чем в Украине. Это ненормальная ситуация», — подчеркнул Каленков.
По его словам, первоочередной задачей должно стать выполнение государством своих обязательств и компенсация убытков от пассажирских перевозок. «Если «Укрзалізниця» тратит более 30 млрд грн на пассажирские перевозки, а получает только 7 млрд, то разницу в 23-24 млрд должно закрывать государство. Если хотите держать низкие цены на билеты — это правильное решение, но тогда надо предусмотреть финансирование», — подчеркнул он.
Каленков считает, что к финансированию стоит привлечь международных партнеров: «социальный бюджет Украины в значительной степени финансируется за счет помощи ЕС. Наши партнеры готовы целевым образом поддержать расходы на пассажирские перевозки. Надо просто вынести этот вопрос на уровень Еврокомиссии», — отметил он.
В то же время эксперт подчеркнул, что «Укрзализныце» стоит работать над повышением эффективности, ведь у компании есть значительный потенциал для оптимизации расходов. Впрочем, начинать надо все же с государства, а не с очередного повышения тарифов, убежден он.
«Согласно исследованию ГП «Укрпромвнешэкспертиза», повышение тарифов на 37% приведет к сокращению грузовой базы на 27 млн тонн, что составляет минус 15%. Это обернется падением ВВП почти на 96 млрд грн и потерями госбюджета в 36 млрд грн ежегодно. Поэтому прошу оставить разговоры об индексации. Сначала надо реально посчитать себестоимость, установить экономически обоснованный тариф и обеспечить поддержку пассажирских перевозок за счет бюджета. Только после этого можно говорить о любых изменениях в тарифной политике», — подытожил Каленков.
Напомним, ранее представители украинской промышленности призвали правительство предусмотреть в госбюджете на 2026 год расходы для компенсации убытков АО «Укрзализныця» от пассажирских перевозок. В обращении отмечается: нынешняя модель, когда компания вынуждена покрывать расходы за счет повышения тарифов на грузовые перевозки, является опасной как для самой УЗ, так и для экономики Украины в целом.
Ранее Европейская бизнес ассоциация также призвала правительство предусмотреть в госбюджете компенсации для Укрзализныци, а также отменить земельный налог для компании — его отменили во всех развитых странах мира.
НОВОСТИ В УКРАИНЕ